Почему гастарбайтеры из Африки и Кубы не смогут заместить рабочих из Евразийского союза
Увеличение спроса российских компаний на сотрудников из стран дальнего зарубежья — Индии, Пакистана и Северной Кореи — российские кадровые агентства впервые зафиксировали в конце февраля. Однако после теракта в «Крокусе» эта тенденция может снова стать актуальной из-за мер, которые намерены сделать власть для усиления доступа трудовых мигрантов из СНГ на российский рынок. Почему работников из стран Евразийского союза не смогут заменить работники из дальних, хоть и дружественных государств, рассказали эксперты.
Сразу несколько организационно-административных инициатив по трудовым мигрантам решили ввести власти России. Во-первых, согласно законопроекту, предложенному МВД, их пребывание в нашей стране хотят ограничить сроком до 90 дней, а при въезде в государство они должны пройти дактилоскопическую регистрацию (оставить отпечатки пальцев) и фотографирование. Во-вторых, появилась идея возобновить ведомство, ответственное за межнациональную и миграционную политику. Такая структура существовала в России с 1994 по 2001 год. Она называлась Министерством по делам национальностей и региональной политики. Его несколько раз реорганизовывали, а в 2001 году вообще упразднили. После ликвидации его функции было передано МВД и частично поделено между МИД и Минэкономразвития.
Поскольку без трудовых мигрантов добиться увеличения ВВП России не удастся, и более того, сложно будет справиться даже с текущей нехваткой кадров, то на уровне компаний и кадровых агентств уже не в первый раз звучит еще одна идея: привлечь на отечественный рынок труда гастарбайтеров из дружественных стран дальнего зарубежья – из стран Африки, Кубы и других. Однако эксперты очень скептически относятся к этому предложению.
«Полного замещения трудовых мигрантов из Средней Азии мигрантами из стран Латинской Америки, а тем более из Африки невозможно, — говорит профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. — Следует понимать, что за три десятилетия использования труда работников из Среднеазиатского региона сложился определенный механизм, обеспечивающий кадрами широкий круг работодателей и физических лиц».
Есть прямые контакты, уже понятный уровень квалификации въезжают, они владеют познаниями российского языка и в принципе не делают заморочек, с которыми сталкивается Европа, где много выходцев из Африканского региона. А новые контингенты – это более дорогая логистика рабочей силы. Следует именно в регионе проживания рабочей силы оценить ее параметры: квалификацию, способность соблюдать режим труда и трудовой дисциплины, уважать традиции. Кроме того, мигранты из новых регионов вообще не знают русского языка, а это одно из требований по допуску к трудовой деятельности. Кто и за какие средства будет их обучать — непонятно, подчеркнул профессор.
«Я считаю, что это очень плохая идея: вот только африканцев российскому рынку труда не хватало для полного набора всех проблем, — продолжает член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев. — Можно подумать, что у них нет сложностей с русским языком или другими формами адаптации и интеграции в российское общество. Не нужно создавать дополнительных трудностей там, где уже есть готовые решения: есть евразийская интеграция. Возможно, мы скоро придем в паспорт гражданина Евразийского союза, скорее всего, без Армении, но, например, с Узбекистаном. Для меня люди из Киргизии или Узбекистана не чужды, а вот представители дальнего зарубежья – из Африки, Кубы, стран Юго-Восточной Азии – воспринимаются иначе как иностранные граждане. У них чужой менталитет, и вряд ли они впишутся в российское общество».
К сожалению, евразийское пространство пытаются раздробить. Но этому нужно сопротивляться: мигранты – часть отечественной экономики, они обеспечивают рост ВВП России. Да, наверное, нужно ужесточать, например, чтобы они не могли привозить сюда свои семьи, но это просто вопрос контроля. И было бы неплохо, если бы Россия заявила, что нужно идти в паспорт Евразийского союза, объединение великой России.
«Я не вижу никаких строгих вопросов с мигрантами из стран СНГ, которые нельзя было бы решить, — добавил Разуваев. — Если Россия не будет им помогать с трудоустройством, то в их странах будут базы НАТО или ИГИЛ (запрещена в России террористическая организация). О хабах «серого импорта» в странах, откуда едут к нам мигранты — в той же Киргизии или Узбекистане России придется забыть».
Наша страна должна все же определиться: она хочет быть многонациональной империей, которой она была 800 лет со времен Золотой Орды, или национальным государством, как Польша, только с ракетами. И ислам России совсем не чужд: Волжская Булгария, ныне входящая в состав нашей страны, приняла его раньше, чем князь Владимир крестил Русь, напомнил аналитик. По его мнению, нет никакой проблемы с работниками из стран СНГ, нужно просто усилить контроль и соблюдать миграционное законодательство.