Удобство подключения автоплатежа за услуги ЖКХ кажется бесспорным благом. Не следует заботиться, что пропустишь очередной платеж и образуется задолженность. Однако в использовании этой опции кроются подводные камни. О рисках ситуации, когда деньги с вас списываются автоматически, и как обезопасить себя от них, МК и поговорил с экспертами.
Телеграмма-канал, посвященный вопросам ЖКХ, выяснил, что очень малая доля его подписчиков-москвичей – 8% – подключила себе автоплатеж, то есть, другими словами, доверяет этой системе. Среди них и автор этих строк. Считаю эту опцию очень удобной – само собой списывается, и голова ни о чем не болит. При этом иногда все же проверяю, чтобы сумма не выходила за среднемесячные рамки.
Но 76% подписчиков выбрали противоположный вариант ответа: «Нет, автоплатеж не подключен, не доверяю». Целый район Москвы, вернее, его паблик не удержался, чтобы не оставить предупреждения в обсуждениях: Не стоит доверять автоплатежу! Иногда приходят долговые платежки по ХДВС, которые платим по приборам учета, и больше переданных вами показателей мы не должны платить. Но автоплатеж это оплачивает тоже».
Стоит ли доверять этому случаю, мы выяснили у эксперта.
– Одно дело, если мы подключаем автоплатеж за телефон или другие услуги, где есть определенный тариф, в этом случае все более или менее понятно, – говорит Павел Степура, занимающийся вопросами ЖКХ более 20 лет. – Что касается ЖКУ (жилищно-коммунальные услуги), то, на мой взгляд, здесь подключение автоплатежа возможно только при полном доверии к системе начисления. Риск здесь состоит в том, что сбои могут быть из-за начислений по ЖКУ, особенно из-за расчетных центров.
Например, если вы просрочили срок проверки вашего прибора учета воды, но вы этого сразу не заметите (разные могут быть обстоятельства) – в первые три месяца вам будут начисляться по средним показателям, и вы не увидите разницы в своей ежемесячной сумме, а по истечении трех месяцев, поскольку вы не провели проверку, вам выставят норматив с коэффициентом 3, что повышает для Москвы. И у вас по строке «вода» будет начисление примерно раз в десять больше обычного. В квитанции вы бы это увидели и смогли бы пойти разобраться, прежде чем платить, а если подключен автоплатеж, то эта крупная сумма спишется автоматически, и вы можете этого даже не заметить, если, например, в отпуске, не было связи и т.д. .д. дом. (а денег при этом на карте было достаточно для списания). Это самая распространенная бытовая ситуация. Сам я никогда не подключал автоплатеж и не планирую. Всегда сначала проверяю начисления и только после этого сам оплачиваю.
Это один риск, а еще может быть ситуация ложного начисления, когда вам начислили чужую сумму. К примеру, в базе данных выплыли чьи-то долги, и вам по ошибке насчитали, например, вдвое большую сумму. И снова она списывается автоматически.
Эксперт подчеркнул, что он не против автоплатежа, но если его подключать, то нужно смотреть, отслеживать, какие суммы выставляются, пересматривать по строкам. И надо помнить, что при сбое или ошибочном начислении излишне списанную с вас сумму обратно на карту не вернут, поскольку по законодательству подобные переплаты, как правило, идут в зачет будущих платежей.
– Самая печальная ситуация, когда вы, например, в отпуске, а с вас списали сумму за ЖКХ в два раза больше, и деньги на карте уменьшились, – говорит Павел Степура. – Когда вы вернетесь, вам, конечно, сделают перерасчет и т.д., но факт в том, что поскольку деньги уже распределились по разным поставщикам жилищно-коммунальных услуг, вам их не вернут, хотя они и не пропадут: считайте, что вы заплатили авансом. А заплатить сразу за несколько месяцев вперед – не самый рациональный расход личного бюджета.
Тем временем энергетические компании высказываются в защиту автоплатежей. Очевидны ее удобства – экономия времени, отсутствие лишнего администрирования, снижение вероятности роста просрочки и дебиторки.