Потребители хотят иметь теплые гаражи и несколько туалетов.
По итогам января-февраля 2024 года количество обращений от потенциальных покупателей коттеджей и дач оказалось на 20% выше, чем за тот же период в прошлом году. Но спрос и реальные сделки – это, как говорится, две большие разницы. Любители жизни за городом поделились на два основных лагеря: одни хотят без особых раздумий купить дом «под ключ», другие не желают привязываться к месту и предпочитают исключительно аренду. И это далеко не все изменения в предпочтениях россиян.
Будущие покупатели активны и рациональны
По данным департамента пригородной недвижимости VSN Group, ядром целевой аудитории пригородного сектора жилища стали представители поколения Y (люди, родившиеся с 1981 по 1996 год). Миллениалы требовательны и избалованы, не любят ждать, поэтому предпочитают дома с финишной отделкой интерьера, готовые к проживанию.
В скором будущем им на смену придет поколения Z (рожденные с 1997-го по 2012 год): технологическая и предельно рационально мыслящая молодежь, возможно, вообще перестанет покупать жилье в собственность. Эти люди активно интересуются наукой, поддерживают экологическую повестку и здоровый образ жизни, крайне независимы. С большой вероятностью они будут массово отдавать предпочтение аренде дома его покупки, не привязываясь надолго к месту или даже к стране проживания.
Удаленко вносит коррективы
Растущая доля специалистов, работающих удаленно, стала дополнительным фактором спроса в загородном сегменте. Более половины покупателей малоэтажного жилья – типичные горожане. Увеличивается доля холостяков и бездетных семейных пар, растет интерес инвесторов к загородной недвижимости, особенно с развитой инфраструктурой.
Новые способы коммуникации
Если в 2017 году более 40% обращений приходилось на телефонные звонки, то к 2023 году этот показатель сократился до 26%. Остальные 74% покупателей при наличии выбора предпочитают общаться в мессенджерах и чатах.
Еще более заметные изменения поведения покупателей связаны с ростом популярности онлайн-показов недвижимости и электронной регистрации сделок. Формат онлайн показов возник как реакция продавцов жилья на ограничения во время пандемии коронавируса, и покупатели оценили ее удобство.
Электронная регистрация сделок с недвижимостью, в свою очередь, прошла путь от 0% в недавнем прошлом до 90-95% в ряде компаний сейчас. Девять из десяти ипотечных сделок сейчас регистрируются в Московском регионе именно так.
Финансовый аспект
В периоды высокой экономической турбулентности поведение и предпочтения покупателей трансформируются особенно сильно. В настоящее время загородный сегмент недвижимости переживает по сути революцию спроса.
Средняя площадь домовладения, сократившаяся с «нулевых» более чем вдвое, продолжает снижаться. Сейчас она составляет 120-130 квадратных метров, причем уверенно растет спрос на совсем небольшие дома площадью менее 100 квадратов.
Наибольшим спросом пользуются самые доступные по цене дома в каждом подсегменте предложения. Эксперты отмечают окончательную «отвязку» спроса от колебаний курса рубля и перераспределение покупателей с одной строительной технологии в другую в зависимости от изменений цен на стройматериалы.
Тренды в планировках
Изменения коснулись и планировочных решений. На фоне стремительного сокращения метража покупатели не готовы отказываться от функциональности своего дома. Девелоперы и проектировщики вынуждены соответствовать ожиданиям рынка, предлагая все более рациональные, продуманные и оптимизированные планировки, каждый метр пространства в которых призван приносить пользу будущим жителям.
В прошлое последовали привычные потери площадей на коридорах и неоправданно сложных конфигурациях помещений. Однако все более популярными становятся мастер-спальни, увеличивается количество санузлов и туалетов.
Активно растет востребованность одноэтажных домов: их уже выбирают почти половина покупателей, даже несмотря на относительную дороговизну такого решения. Прогнозируется рост спроса на теплые гаражи с отдельным входом в дом, амбары рядом с кухонной зоной и коттеджи с двумя гостиными.