Кому нужны эти электромобили с гибридами, особенно в нашей стране, где зима на значительной территории шесть месяцев в год, а разведанных запасов нефти хватит на несколько поколений? И кто эти люди, которые чего их покупают?
Алексей Вожаков
Если посмотреть на окружающий мир, то спрос на автомобили NEV (это китайское определение машин на «новой энергии», New Energy Vehicle, то есть гибридов и электромобилей, его и будем придерживаться) выглядит так: в Китае за прошлый год их было продано 9,5 млн экземпляров, в ЕС — 2,3 млн и в США — 1,4 млн. На первый взгляд кажется, что у импортеров нефти «электричек» больше, экспортеров — меньше. Но не все так прямолинейно. В 2023 году в Норвегии 82,4% новых автомобилей были оборудованы полностью электрической силовой установкой, хотя проблем с нефтью в этой северной стране не прослеживается совсем. Ну и где мотивация? Можно поразмышлять о льготах для покупателей, но если приплюсовать гибриды, то около 90% норвежских покупателей предпочитают NEV, явно и в их сознании произошли некоторые изменения.
А в России? Оказывается, мы в какие-то веки впереди планеты всей! Не пугайтесь, не по продажам, а по их росту. В прошлом году спрос на эти NEV вырос в РФ на… 290%! Правда, есть нюанс: сначала база была низкая — в 2022 году они проданы чуть меньше 9 тыс. экземпляров. Если кто-то думает, что они все из Поднебесной, это далеко не так. Произведенные непосредственно в Китае и собранные из китайских машинокомплектов NEV составляют чуть менее 60%, остальные из Европы, Америки и Японии, параллельный импорт не останавливался. Серийного производства легковых «электричек», локализованных хотя бы на 50%, сейчас в РФ нет. Производство e-Largus должно начаться во II квартале 2024 года, а производство электрического УАЗ поставлено на паузу из-за санкций.
А где новые высокотехнологичные разработки? Они действительно появились, причем могут добраться до серийного производства. Московский Политех по заказу “Автотора” разработал “Амбер” – компактный двухместный электромобиль категории L7 (в эту категорию входят квадроциклы), и представил в конце года платформу для тестирования систем. Утверждается, что все основные комплектующие электромобиля разработаны и производятся в России.
Но гораздо более интересной отечественной разработкой стал пятиместный электромобиль компактного класса – Атом, разработанный АО Кама. Инвесторами проекта выступили С. А. Когогин и Р. К. Варданян, позже в состав акционеров вошло ООО “Ренер”, дочернее предприятие “Росатома”, занимающееся производством аккумуляторных батарей. В компании работают более 700 сотрудников. Офисы и технические лаборатории находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Тольятти и Китае. Главный центр разработки – в Набережных Лодках.
“Атом” – это заднеприводный автомобиль на собственной платформе, специально сконструированной под электрическую силовую установку. Он оснащен синхронным электродвигателем мощностью 150 кВт и батареей на 77 кВтч (она должна обеспечить запас хода до 500 км), которую планируется производить на гигафабрике в Калининграде. Кузов интересен тем, что имеет распашную конструкцию боковой двери без центральной стойки.
Наша редакция испытала этот автомобиль, точнее ил (платформу для тестирования ходовых качеств, систем и компонентов машины) в Набережных Лодках. Серийное производство намечено на 2025 год. И если это произойдет, то атом станет настоящим электрическим автомобилем отечественной разработки с локализацией до 70%. А мы будем внимательно следить за реализацией этого проекта и рассказывать вам о ходе подготовки к производству. Настроение команды, ее состав и серьезность намерений акционеров внушают надежду, что «Атом» действительно сойдет с конвейера, а не повторит судьбу «Е-мобиля».
Редакция рекомендует: