Пандемия коронавируса закончилась, однако народ, привыкший работать на отдалении, не спешит возвращаться в офисы. По экспертным оценкам, доля работающих дистанционно россиян составляет около 14 миллионов – четверть всего занятого населения. Работодатели обеспокоились тенденцией и начали искать пути возвращения сотрудников в семью.
Причина ясна: начальство недовольно тем, что сотрудника вне офиса гораздо сложнее контролировать, а качество работы чаще всего снижается. Действительно дома хочется то попить чайку, то пыль вытереть, то с детьми позаниматься. А работающих «гениев самодисциплины», не отвлекаясь ни на что, очень мало.
Дистанционный формат работы распространен не только в Москве и в Санкт-Петербурге, но и в других крупных городах страны. В IT-секторе, например, удаленно работает до 40% от общего числа работников. И вроде бы в отношении программистов подобный тренд вполне привычен. Но нет: в последнее время началась обратная тенденция. По данным кадрового агентства GeekSource, специализирующегося на подборе IT-специалистов, только 16% IT-компаний и 13% компаний из других сегментов готовы привлекать работающих на дому специалистов.
Работодатели идут на разные уловки. Они вводят гибридный график, который становится все популярнее, заманивают работой в офисе, привлекая бесплатный кофе и наличие мест отдыха. Есть и такие, которые обустраивают спортивные площадки, чтобы сотрудники могли провести время с пользой фактически на рабочем месте.
Правда, разные поколения сотрудников нуждаются в разных типах офисов. И скрестить офисную «лошадь» и «трепетную лань» бывает очень непросто.
В исследовании компании CORE.XP, предоставляющей услуги по консалтингу и управлению инвестициями в недвижимости, упоминается, что для поколения бэби-бумеров 1946-1964 годов рождения идеальный офис – тот, где есть личный кабинет.
Работники поколения Х, рожденные в 1965–1979 годах, тоже не против личного кабинета, но уже более лояльны к помещениям на несколько сотрудников. Поколение милиниалов, рожденных в период с 1980 по 1997 годы, совсем не прочь сидеть в кабинете с другими сотрудниками и даже выходить в опен-спейс. При этом у них начинают появляться запросы в виде общественных пространств для развлечений, спорта и отдыха в рамках офиса.
И, наконец, поколение Z – те, кто рождался с 1998 года. Для них важным становится уже не рабочее место как таковое, а все остальное набор «дополнений» кроме, собственно, трудовых. И с каждым годом работодателю приходится все чаще удовлетворять запросы именно «сотрудников Z», крайне требовательных к условиям труда.
В одном из IT-подразделений компании ФСК создали для сотрудников возможность не только работать в современном лофте, но и сидеть на подушках на полу и пить безлактозный раф с ванильным сиропом, рассказывает заместитель директора департамента управления проектами компании Дария Петрова. А в строящемся штаб-квартире рассматривались комната матери и ребенка и даже бар для сотрудников на верхнем этаже. В общем, при проектировании офиса пошли в сторону организации мест, где, образно, «штаны превращаются в элегантные шорты».
Один из удачных российских примеров – пространство «бабушка-room» в компании Open Text. Руководство хотело привнести в офис домашнюю нейтральную атмосферу, и в офисе появилась комната, где есть костер типа камина или российской печи, уютные кресла и вязаные салфетки.
Впрочем, сейчас никого не удивить комнатами отдыха и спортивными залами. Нужен оригинальный подход. В международной компании Sanofi в этом качестве, например, выступает рабочее кафе. Зона оформлена как место для еды, где можно полноценно работать и встречаться с клиентами. Кстати, подобные территории давно существуют в университетских столовых, где студенты в обед могут и перекусить, и позаниматься.
В Австралии один работодатель очень хотел привлечь в офис сотрудников, которых не удавалось привлечь ни кнутом, ни пряником. И придумал, что в пятницу сотрудники могут сдать в бесплатную стирку свою повседневную одежду, но получат ее обратно, только если придут на работу в понедельник. «Это из области абсурда, конечно, но голь на выдумки хитра. Важно и не переусердствовать», – напоминает Дарья Петрова.
Одним из неудачных примеров можно назвать идею голландской компании, работающей в IT-секторе. Руководство везде, где можно и нельзя, спроектировало зоны для совместной работы. Они были очень уютными – с удобными креслами, кофейными аппаратами, аквариумами с черепахами и рыбками, но начальство было далеко от менталитета подчиненных. Айтишники в массе своей – интроверты, редко желающие тесного общения не только с коллективом, но и с себе подобными. В общем, нововведение провалилось, его автор был уволен с позором.
А вот в штаб-квартире Netflix такой подход, напротив, оказался удачным. Проектировщики сформировали рабочее пространство, соответствующее методологии работы Agile. Она предусматривает работу в группах от пяти до десяти человек в рамках ступенчатого развития проекта. Если ваш уровень поднялся, ты поднимаешься на следующий этаж, в новое помещение, где сидит уже меньше людей. Воплотил в жизнь удачную идею – двигаешься еще выше.
Одним словом, резюмирует Дарья Петрова, банкиры делают хорошие офисы, потому что у них есть деньги, а айтишники создают хорошие просторы, потому что у них нет выбора.
Но на первом месте в любом, даже самом современном офисе по-прежнему остается одно: качественная работа. Именно для этого работодатели устанавливают пивные краники и отправляют по офису кофе леди, который приготовит всем желающим лавандовый раф. И пусть сотрудник работает как ему удобно – хоть полулежа в напольном кресле-подушке обнимая с ноутбуком. Главное – результат.