Не все спецпредложения продавцов выгодны потребителям
Более 80% россиян покупают продукты по акциям. Такой вывод следует из результатов опроса международного маркетингового агентства «IMA». Благодаря акциям респонденты экономят на продуктах от 7 до 15 тыс. рублей в месяц. Но так ли выгодны акции скидок? На что нужно обратить внимание при выборе товаров в магазине? Как совершить покупки с экономией для своего кошелька? Об этом рассказал социолог Олег Мальцев.
Доля покупающих еду исключительно по акциям, скидка по сравнению с обычными покупками колеблется на уровне 30%, говорится в исследовании. Среди ответов участников опроса были: «Я вечером захожу в магазин и смотрю, что у нас сегодня по акции – тем и будем ужинать», «Если в магазине нет скидок и акций, мы просто разворачиваемся и идем». То, что многие потребители по-настоящему подсели на акции скидок – это факт. И он не безопасен для потребителя, утверждает наш собеседник.
– С 2019 года доля питающихся преимущественно по акционным предложениям выросла примерно в три раза. С чем связан тренд?
– Действительно, за скидками гоняются покупатели не только оффлайн, но и онлайн-магазинов. Некоторые отмечали, что, перейдя на сайт супермаркетов, сразу заходят в раздел с акциями и выбирают продукты только из этого набора, а кто-то вообще не заказывает продукты в определенном магазине, если нет возможности применить промокод. Также были и те, кто гоняется за скидками по принципу: для них большее значение имеет наличие желтых (красных, оранжевых) ценников, отмечающих товары со скидками, чем реальная экономия.
– Это можно считать рекламными приемами ритейлеров для увеличения продаж?
– Акции и спецпредложения – это универсальный маркетинговый инструмент, позволяющий реализовывать большие объемы товара в кратчайшие сроки. Они выгодны как потребителям, так и продавцам, так как помогают регулировать спрос на определенные товары. Вопреки расхожему мнению, в акциях и спецпредложениях принимают участие продукты надлежащего качества и на них полностью распространяется закон «О защите прав потребителей», поэтому вернуть и обменять их можно на тех же условиях.
– Выходит, не всегда “спецпредложения” – это что-то от лукавого?
– Акции – это отличная возможность, чтобы сэкономить. На сегодняшний день существуют специальные приложения, позволяющие отслеживать акции во всех магазинах и сравнивать предложения. Таким образом, для того, чтобы узнать, где продукты продаются со скидкой, больше нет необходимости совершать рейд по всем ближайшим супермаркетам. Но иногда акции бывают лишь уловками, товар выставляют по обычной цене и вешают на него цветной ценник. Для людей, хорошо ориентирующихся в ценах, этот трюк очевиден, но те, кто редко бывает в магазинах, попадаются на этот прием. Чтобы этого избежать, нужно просто узнать среднюю цену на товар. Сейчас это легко сделать с помощью смартфона и Интернета прямо в самом магазине. Поэтому, если вы видите скидки, не спешите хватать все подряд. Для начала лучше понять – действительно ли это выгодное предложение.
– На что, прежде всего, следует обратить внимание к правилам акции?
– Часто по акциям продают товар не искусственно, а целыми упаковками – чем больше количество, тем более дешевый продукт. Что касается таких предложений, стоит хорошо подумать – а нужен ли вам весь объем предлагаемого по акционной стоимости товара? Часто случается так, что лишний товар, купленный по привлекательной цене, отправляется в мусорное ведро. Какая здесь экономия! Чтобы такого не произошло, покупайте в больших объемах только то, чем пользуетесь регулярно и имеет длительный срок хранения. К примеру, консервированные овощи, которые вы периодически используете для салатов с большим сроком годности, вполне можно приобрести в количестве нескольких банок, а вот молочная продукция, купленная в большом количестве, может просто не дождаться своего времени и испортиться.