Напряженность на российском топливном рынке, усиленная атаками беспилотников на НПЗ, заставляет власти предпринимать контрмеры. Список необходимых шагов обсуждался на совещании с участием вице-премьера Александра Новака в пятницу, 22 марта. Замглавы правительства поручил нефтяным компаниям совместно с железнодорожниками обеспечить бесперебойный вывоз нефтепродуктов и загрузку НПЗ в соответствии с растущим весенним спросом. Цены для сельхозпроизводителей на топливо с началом весенних полевых работ не должны превышать рыночные показатели. Ранее независимые эксперты предупредили, что уже к лету страна рискует столкнуться с дефицитом бензина. Насколько серьезна угроза и сможет ли правительство предотвратить негативный сценарий – в материале «МК».
Как отметили в экономическом департаменте Института энергетики и финансов (ИЭФ), сектор нефтепереработки в 2024 году потерпел двойной удар. Это санкции и атаки дронов. Первые усложняют проведение ремонтов (плановых и внеплановых) нефтеперерабатывающих заводов, вторые увеличивают количество повреждений. Проблема в том, что еще в советское время оборудование для отечественных НПЗ закупалось за рубежом, и сегодня доля импортной техники, преимущественно высокотехнологичной, превышает 50%.
И пока неизвестно, удастся ли каким-то образом и как быстро найти замену поврежденного оборудования. Принципиальным решением является так называемый «обратный инжиниринг», то есть разработка полных аналогов западных устройств, но на него уйдут годы. А параллельный импорт усложнен тем, что комплектующие нужны нетипичные и редкие, и достать их по сути неоткуда. По оценкам специалистов, ремонтные работы только на Нижегородском НПЗ, где вышла из строя установка каталитического крекинга, займут не менее 1-1,5 месяца – при благоприятном стечении обстоятельств.
Между тем производство бензина в России на неделе с 11 по 17 марта, по данным Росстата, сократилось на 2,8% (до 815,3 тысячи тонн) по сравнению с предыдущей неделей. Выпуск дизельного топлива снизился на 2,5% – до 1 млн 638,8 тысяч тонн. Ускорили рост и биржевые цены на горючее, обновив максимумы за год. В четверг, 21 марта, бензин марки Аи-95 подорожал на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже до 66421 рубля за тонну (плюс 1,56%), Аи-92 – до 53429 рублей (плюс 1,74%). дизельное топливо – до 66,547 рублей за тонну (плюс 0,41%). Цены неуклонно растут уже дней десять – на фоне новостей скорее военный, чем экономический характер. На минувшей неделе в результате атак украинских беспилотников возгорания фиксировались на НПЗ в Кстовской промзоне Нижнего Новгорода, на нефтезаводе в Рязани, на Новошахтинском заводе нефтепродуктов в Ростовской области. Все эти предприятия относятся к крупнейшим в стране.
На пятничном совещании, которое провел Александр Новак, говорилось, в частности, о том, как в ситуации обеспечить стабильность поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, как не сорвать график отгрузок сельхозпроизводителям, как не допустить роста цен на автозаправках. Между тем, на днях глава Минэнерго Николай Шульгинов сообщил, что с начала года объемы нефтепереработки в России снизились примерно на 7%. «Мы должны учитывать, в том числе, рекомендацию ОПЕК+ по добыче, исходя из наших обязательств, будем определять величину экспорта», – отметил министр.
«На сегодняшний день внутренний рынок полностью обеспечен топливом, – говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. – У нас колоссальное перепроизводство по дизтопливу, – на экспорт идет фактически половина выпуска. Что касается бензина, другая ситуация – не такая благостная, но и продаем мы его за границу гораздо меньше. Плюс накопленные запасы. Ключевой вопрос связан не с производством, не с резервами и не с экспортом, а с логистикой. Нефтеперерабатывающих заводов по всей стране – десятки. В том числе тех, которые загружены не в полную мощность и могут увеличить выпуск. Задача правительства и РЖД – наладить логистику таким образом, чтобы топливо своевременно, без задержек доставлялось из мест производства в те пункты, где его особенно нуждаются».
Что касается ситуации с внеплановыми ремонтами, то со стороны ситуацию оценить очень сложно. Для этого нужно точно знать, какие запчасти имеют компании-владельцы НПЗ, есть ли у них возможность восполнить брак за счет параллельного импорта или нет, рассуждает Пикин. В то же время известно, что степень ущерба, нанесенного сектору нефтепереработки, некритична: в процентном отношении это даже меньше, чем потенциальные объемы бензинового экспорта.
«С начала марта у нас действует правительственный запрет на экспорт бензина, – напоминает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. – То есть весь бензин у нас пока идет исключительно на внутренние цели. Думаю, в ближайшие месяцы этот фактор будет удерживать цены от дальнейшего роста. Сейчас мы наблюдаем скорее эмоциональную реакцию рынка на события марта: атаки на НПЗ были массированы и произошли в считанные дни. Первичный эффект обычно таков и бывает – сокращение производства и рост биржевых котировок. В течение я не верю. Конечно, никто не застрахован от форс-мажора, от «черных лебедей». Но поэтому они так и называются, что никто не знает, прилетят ли они, и как в конце концов будут выглядеть?