Что подешевеет раньше – курица или яйцо? Сейчас это, пожалуй, первая головная боль антимонопольной службы. Яйца от обычных кур стали золотыми не из-за саботажа несушек, а из-за сговора производителей и продавцов. Как антимонопольщики разбивают «куриные картели», останется ли в России параллельный импорт и какая судьба ждет маркетплейсов, сенаторам в среду рассказал председатель Федеральной антимонопольной службы Максим Шакольский.
В условиях западных санкций ФАС вынужден теперь следить не только за ценами, но и за базаром – публичными высказываниями о повышении цен на отдельные виды товаров.
– За 2023 год и прошлый период 2024-го в этой сфере было возбуждено 19 дел о нарушении антимонопольного законодательства на рынках оптовой реализации сахара, молочной продукции, мяса кур. Выдано 25 предупреждений и оговорок в связи с публичными высказываниями по повышению цен на отдельные товары, – доложил сенаторам председатель ФАС Максим Шаскольский.
Торговые сети и отдельные производители у нас, как оказалось, – лица с пониженной планкой социальной ответственности. Антимонопольная служба, по словам ее руководителя, продолжает работу над повышением этой же ответственности. По товарам «первой цены» – самым дешевым, значит: наценку торговцы снизили с 22% до 6%.
Независимо от того, что начало дорожать раньше – курица или яйцо, с производителями-гигантами пришлось провести «работу», заметил глава ФАС. Как там уже кого прорабатывали, так и осталось за рамками правительственного часа. Но эффект, безусловно, есть – компании приняли решение о снижении отпускных цен.
Торговым сетям антимонопольщики предложили пропорционально снижать розничные цены. Служба еженедельно проверяет реализацию этого решения. Судя по ценникам в магазинах, пока до продавцов не до конца дошло.
Вообще, глава ФАС, ежедневно имеющий дело с неискоренимой жаждой бизнеса наживаться в непростое для страны время, был феноменально дипломатичен.
– Мы изучили ситуацию с изменением цен на яйцо куриное, были обнаружены опережающие темпы роста оптовых цен производителей по сравнению с ростом себестоимости, – вот так тонко Шаскольский описал классическую, даже не торговцев, а торгашей, схему: цена, накрученная «в три конца» . – по итогам проведенной работы возбуждено 10 дел о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе по признакам заключения антиконкурентных соглашений и совершения согласованных действий.
То есть тот ценник на яйца, который заставлял россиян даже писать на прямую линию с Владимиром Путиным, – это результат согласованных действий. Проще говоря, заговоры.
– Вы в дипломатической академии случайно не учились? – спросила руководителя ФАС Валентина Матвиенко. Она также оценила представление информации.
Традиционно высокое напряжение сохраняется в сфере госзакупок. По словам главы ФАС, за год в антимонопольную службу на закупочные процедуры поступило 58 тысяч жалоб.
– В 2023 году по уже рассмотренным делам уплачены штрафы по картелям на 2 млрд 100 млн рублей. Следственными органами по заявлениям антимонопольной службы, а также по материалам доследственных проверок возбуждено 39 уголовных дел, – отчитался глава ФАС.
Лидеры по количеству нарушений («по-прежнему» – отдельное уточнение от Шаскольского) – дорожное хозяйство, строительство, фармацевтика, ЖКХ, социальное питание. В общем, что обществу нужнее всего, на этом бизнес пытается нажиться. Но ФАС бодрствует.
Сенаторов тоже очень волновало, как там отношения с параллельным импортом.
С ним все хорошо, заверил глава ФАС. Будем продолжать, особенно в отношении наиболее востребованных потребителями товаров. Этот механизм решил сразу две задачи: побудил спрос и сдержал цены. К тому же россиянам не пришлось менять потребительские привычки, что тоже плюс. Он даже пресловутый Такер Карлсон искренне удивлялся (и продолжает это делать до сих пор), как это так Россия два года под санкциями, а полки в супермаркетах ломятся от товаров.
Следовательно, параллельный импорт в Россию останется. Нравится это кому-то, не нравится – государству вообще антимонопольникам, в частности, это абсолютно параллельно.
Еще одна горячая тема, которую сенаторы были не прочь обсудить с руководством ФАС, – маркетплейсы.
– Торговые интернет-площадки, – поправила коллег Валентина Матвиенко. – Давайте выбирать русские слова, потому что коллега Цеков на меня недобро смотрит.
Торговые интернет-площадки (мы тоже не злим сенатора Цекова и поддержим Валентину Ивановну) оказались какой-то сверхтонкой материей. Вот буквально во вторник утром в Госдуму был внесен законопроект, который должен этот, по большому счету, дикий рынок отрегулировать. Но и Шасколький, и спикер верхней палаты призывали не рубить с плеча. Здесь главное не зарегулировать. Глава ФАС напомнил, что даже в самых развитых странах мира не везде есть такие площадки. А у нас – есть. И что главное, народу нравится. Но законопроект, который вскоре должен быть рассмотрен думцам, назвал хорошей базой для будущего закона. Главное, не передавить. А то так и убить можно. В смысле интернет-площадки как вид бизнеса.
Заголовок в газете:
Удар по золотым яйцам