В прошлые годы внимательные зрители изучали автомобильный мир и кинофильмы. Но загадок кино ставило порой больше, чем давало разгадки.
Редакция
Многие знаменитые советские автомобили приобрели огромную популярность и любовь, в том числе и благодаря советским художественным фильмам. Скажем культовую “Волгу” ГАЗ-21 особенно прославили ленты Генриха Оганесяна “Три плюс два” 1963 года, “Берегись автомобиля” 1966 года Эльдара Рязанова и даже шпионский детектив “Мертвый сезон” Саввы Кулиша. В этом фильме 1968 года «Волги» под управлением сотрудников КГБ демонстрируют знаменитый синхронный разворот, во зло беспорядочном и хаотическом маневрировании автомобилей западной спецслужбы.
«Москвич-402» многие помнят из бесхитростной комедии 1957 года «К черному морю» снятой Андреем Тутышкиным, а ЗАЗ-965 — прежде всего опять же из комедии «Три плюс два».
ТО, ЧЕГО НЕ БЫЛО
Но в советских фильмах мелькали и куда более редкие, несерийные отечественные автомобили. Кстати, в 1960-е в прессе появились заметки о том, что неправильно показывать на ВДНХ опытные образцы машин, не имеющих перспектив стать серийными. А так какое-то время действительно делали.
Так вот, в кино иногда происходило примерно то же самое.
В комедийной ленте режиссеров Алексея Мишурина и Николая Литуса «Королева бензоколонки», вышедшей на экраны 1962 года, фигурировал опытный еще самосвал БелАЗ-540 — символ мощи советского автопрома. И если этот автомобиль, пусть и в измененном виде, в том числе с двумя, а не четырьмя фарами, пошел в серию, эффектный автобус ЛАЗ-Украина-1 в 1961 году в серию пускать и не собирались. Машину сделали в единственном экземпляре как выставочный прототип. Но в кино она попала.
В 1977 году на экраны вышла картина Алексея Очкина «Гонка без финиша» о советском автозаводе. Снимали фильм на АЗЛК. Кстати, в этой ленте раздалась забавная, сакраментальная фраза. В интервью где-то за границей на вопрос: насколько его машина отстала от зарубежных, директор завода, не моргнув глазом, ответил: «На полтора месяца!».
А в одном из эпизодов этой картины появляется мало кому известный тогда ярко-зеленый седан – опытный Москвич-3-5-6. В 1977-м, когда вышла «Гонка без финиша» на заводе, все уже прекрасно знали, что в серии этой машине не быть.
ЭКРАННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Конечно, для автомобильных фанатиков советское кино стало энциклопедией иномарок. На улицах и в советской печати их было совсем немного. А в советских картинах о западной жизни иномарки показывали. Иногда, кстати, даже редки или очень редки.
В том же “Мертвом сезоне” заметную роль сыграло редкое западногерманское купе Mercedes-Benz 300SL Gullwing. На машине с открывающейся вверх оригинальной дверью ездил коварный иностранный контрразведчик.
В этой шпионской картине фигурирует, кстати, еще один менее редкий, конечно, но в СССР совсем незнакомый американский седан Hudson Hornet. Такие автомобили концерн American Motors Corporation, кстати, когда-то четвертый в США производил только в 1950–1954 гг. В «Мертвом сезоне» Hudson – полицейский автомобиль.
Отдельная забавная киноистория – советские автомобили, закамуфлированные под иномарки, или… под другую иномарку. Известный пример «переодевания» — ВАЗ-2121 «Нива», закамуфлированный под американский броневик для перевозки денег — сейф на колесах. Такую роль популярный советский внедорожник сыграл в сериале «Мираж», снятом в 1983 году латвийским режиссером Алоизом Бренчем по роману Джеймса Х. Чейза «Весь мир в кармане». Выглядела машина довольно смешно. Но сериал в общем-то был неплохой.
Еще смешнее выглядели импортные автомобили в белорусской картине Юрия Дубровина «Мировой парень», вышедшей в 1971 году. По сюжету советский инженер за рулем новейшего тогда трехосного МАЗ-516 где-то в Азии принимает участие и, конечно, побеждает в длительном соревновании грузовиков. Его соперники – западные профессиональные гонщики едут, разумеется, на иномарках.
Их роли действительно играли импортные автомобили, но немного закамуфлированные и под вымышленными именами. К примеру, итальянец в фильме управлял грузовиком под именем Olimpic. И это, действительно – итальянский грузовик – серийный FIAT 682.
Самые увлеченные автомобильные фанатики особое внимание уделяли, конечно, ретро-машинам. А в советских картинах о войне германских трофейных автомобилей показывали множество. Причем в те годы машины были еще, как правило, в приличном, близком к оригиналу состоянии.
А ведь снимали и редкие модели, которые на улицах можно было увидеть только по очень счастливому случаю.
Как, например, роскошный кабриолет Horch 853, в который многие юные поклонники олдтаймеров влюбились именно после советских фильмов. Horch играл заметную роль в вышедшем в 1968-м сериале Владимира Басова «Щит и меч». Именно на нем чаще всего ездил в картине советский разведчик Иоганн Вайс, он же Александр Белов, он же актер Станислав Любшин.
Horch 853 режиссер Владимир Павлович снимал и в картине «Бархатный сезон» 1978 года. А в сериале 1975 года опять же о советском разведчике — «Вариант Омега», снятый Антонием-Янисаом Воязосем, на Horch 853 возят начальника таллинского гестапо в исполнении Александра Калягина.
В нескольких советских фильмах мелькали даже огромные величественные Maybach. Скажем, на таком кабриолете по послевоенному Берлину ездят высокопоставленные американские офицеры в картине «Игра без правил», снятой Ярополком Лапшиным в 1965 году.
Легендарным стал яркий небольшой автомобиль — герой комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Снимали там довоенный германский Adler Trumpf. Подобных переднеприводных автомобилей в Советском Союзе было немало. Но, судя по воспоминаниям, Adler, снимавшийся у Гайдая, был кардинально переработан под агрегаты “Москича-407”, а потому имел задние ведущие колеса. Правда, снаружи выглядел еще свежо. Именно эту машину увековечили в памятнике великому актеру Юрию Никулину в Москве на Тверском бульваре.
Еще один знаменитый раритет — мосфильмовский Rolls-Royce Phantom, снявшийся во многих картинах о гражданской войне: от популярного когда-то подросткового боевика 1968 года «Новые приключения неуловимых» Эдмонда Кеосаяна и «Рабы любви» Никиты Михалкова, .