Одна из депутатских фракций Госдумы предлагает увеличить подоходный налог до 25% для физических лиц, имеющих доход от 500 миллионов рублей в год. Это не первая и, скорее всего, не последняя депутатская инициатива по внедрению в стране прогрессивной шкалы налогообложения. Практически все они ранее благополучно проваливались. Поддержит ли правительство очередную инициативу законодателей?
Прогрессивная шкала налогов – это, можно сказать, давняя мечта россиян, их понимание принципов социальной справедливости. Богатые должны платить больше, чтобы жизнь им медом не казалась. Такую же позицию занимают и многие российские парламентарии. В конце прошлого года некоторые из них предлагали ввести плавающую ставку налогов от 0 до 35% в зависимости от величины доходов. Идея органам исполнительной власти показалась неинтересной.
Теперь повышенную до 25% ставку предлагается вводить медленно, но уверенно. 13%, действующие большинству россиян, меняют 15% – тем, чей годовой доход составляет 5 миллионов и выше. Ну, и указаны 25% уже для «тяжелоатлетов», имеющих доход от 500 миллионов рублей в год. Ожидается, что такая ставка принесет в бюджет дополнительно 1 млрд рублей в год.
Ключевой вопрос, связанный с прогрессивной шкалой, — платить ли повышенные налоги богатые буратины? В 90-е годы прошлого века, в период «шоковой терапии», у нас уже существовала прогрессивная шкала налогообложения. И федеральный бюджет, можно сказать, трещал по швам. Налоговая ставка для тех, у кого «жизнь удалась», составляла 40%. Однако от ее уплаты не избегал только ленивый. В те годы даже был популярен лозунг «Налоги платит только трус!».
Владимир Путин, став президентом, в 2001 году ввел плоскую шкалу (нынешние 13% по зарплате) и проблемы с наполняемостью казны почти сразу исчезли. Однако горький осадок от несправедливого распределения доходов у россиян остался. Одним все (яхты, замки, Куршавели) – другим ничего.
На все попытки вернуть в Россию прогрессивную шкалу налогов ответ правительства был одним. Богатые снова перестанут платить и с бюджетом произойдет та же история, как у «лихих 90-х».
Но здесь есть одно существенное «но». 30 лет назад в стране не было государевого глаза за уплатой повышенного налога. С тех пор много воды утекло, и у нас появился жесткий налоговый мониторинг, фискальная сфера насквозь цифровизирована — и для физических, и для юридических лиц все просвечивается, как на рентгене. Словом, легко уйти от ответственности за неуплаченные налоги сейчас явно не удастся…
Однако, единственное, чего смогли добиться сторонники прогрессивной шкалы – ввести в 2020 г. повышенную ставку в 15% на доход физлиц, превышающих 5 миллионов рублей в год. Лишь 2 «лишних» процента уже через год принесли бюджету дополнительно 82,7 миллиарда рублей. Значит схема работает?
– Правительство может согласиться с очередной депутатской инициативой по внедрению прогрессивной шкалы? – спросили мы профессора Финансового университета при правительстве РФ Алексея Зубца.
– Сначала нужно понять, сколько в России людей, у которых годовой доход составляет 500 миллионов рублей и выше, – ответил он. – Это же более 40 миллионов в месяц? Их очень мало. На мой взгляд, предложение депутатов практического смысла не имеет. Как и шансы на реализацию. Просто авторы захотели о себе напомнить всю страну.
– Однако подоходный налог в 15% богатыми уплачивается аккуратно, хотя тоже были разговоры, которые начнут уклоняться. Почему 25% – это не реально?
– Повышенный всего на 2% налог, от традиционных 13% – не тот случай, чтобы уклоняться от его уплаты. К тому же все эти деньги идут на лечение больных детей, грех придумывать какие-то схемы обхода. Россияне отнеслись к 15% НДФЛ совершенно спокойно.
– А сейчас разве можно уклониться от уплаты налога?
– С налоговой дисциплиной все стало гораздо лучше. Но есть десятки легальных способов снизить свои налоги. Например, через “прокладочные” компании, на которые сверхбогатые будут переводить доходы. Или через инвестиции, ПИФы…
Да и ожидаемое дополнительное поступление в бюджет от 25-процентного налога в сумме 1 миллиард рублей, это ни о чем. Никто возиться ради такой суммы не будет. Наш бюджет около 35 триллионов, на этом фоне один миллиард никто не заметит. Перестраивать налоговую систему ради такой суммы нет смысла.
Главные расходы в том, что придется перестраивать систему учета: вводить дополнительные формы отчетности, чтобы «поймать» эти деньги. В России пока нет системы свода всех доходов по одному человеку. У него в одном месте зарплата, в другом – продажа недвижимости, в третьем – инвестиции. Совместить все вместе можно, но сложно.