В конце прошлой недели Госдума приняла в первом чтении законопроект об отмене идентификации граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг до 60 тыс. рублей. Как это нововведение повлияет на стоимость услуг ЖКХ и порядок их оплаты, МК выяснил у эксперта.
Согласно принятому депутатами в первом чтении законопроекта, максимальный лимит, при котором финансовые организации могут не проводить идентификацию граждан, увеличивается сразу в 4 раза – с 15 тыс. до 60 тыс. рублей, если речь идет об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Зачем так резко менять планку идентификации? Авторы законопроекта в пояснительной записке к нему напоминают, что предельный размер суммы платежа, при котором не требуется идентификация клиента, был введен в достаточно далеком 2006 году. Он касался отдельных операций, в том числе платежей за жилое помещение и услуги, и составил тогда 30 тыс. рублей. В 2009 году, на волне тогдашнего финансового кризиса, был установлен предел для всех видов платежных операций, включая услуги ЖКХ – но уже 15 тыс. рублей.
«Уже к тому моменту отдельные платежи за жилищно-коммунальные услуги превышали предельную сумму и требовали проведения идентификации плательщика», – говорится в пояснительной записке.
За прошедшие полтора десятка лет многое изменилось: и инфляция набежала очень существенная, и курс рубля заметно изменился… Ну и размер платы за услуги ЖКХ, соответственно, тоже сильно вырос. Так, в 2023 году среднемесячный платеж по ЖКУ был выше, чем в 2009 году, в 3,3 раза. В некоторых регионах (в Москве и на территориях Крайнего Севера) он достиг лимита. Поэтому на месяц приходится проводить идентификацию не менее 200 тыс. плательщиков по всей стране.
Словом, до сегодняшнего дня среднемесячный платеж за ЖКХ фактически достиг, по крайней мере, в отдельных регионах РФ величины действующего в настоящее время лимита в 15 тыс. рублей. Итак, идентификация личности превратилась из эксклюзивной практически в массовую операцию для банков, которым нужно проводить ее относительно почти половины всех плательщиков за коммунальные услуги.
В то же время, «сделки по приему средств от физических лиц по ЖКХ в принципе не имеют признаков операций, имеющих запутанный или необычный характер, имеют очевидный экономический смысл и законную цель», – говорится в пояснительной записке. Иными словами, зачем тратить время, силы и деньги на никому, в сущности, не нужную идентификацию? Вот депутаты и решили резонно резко поднять порог для ее проведения и соответственно сократить объемы ее проведения для банков.
Авторы законопроекта уверены, что при динамике роста стоимости жилищно-коммунальных услуг количество случаев выставления счетов на сумму более 15 тыс. руб. через месяц будет постоянно расти и дальше. По их мнению, принятие законопроекта облегчит процедуру приема платежей для значительного количества россиян и упростит прием оплаты накопившейся многомесячной задолженности по ЖКХ.
По мнению эксперта в области ЖКХ, аналитика тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павла Склянчука, вводимые изменения касаются не сумм, а самого процесса оплаты коммунальных услуг. Эксперт обращает внимание на то, что согласно действующему антиотмывному законодательству, финансовые организации, занимающиеся приемом платежей, в том числе коммунальных, обязаны сообщать Росфинмониторингу о подозрительных переводах, которые могут осуществляться для незаконных операций. Этим целям и есть идентификация граждан, осуществляющих переводы. Понятно, что вряд ли серьезные правонарушения могут быть связаны с суммами в 15 тысяч рублей, в связи с чем резкое поднятие этого порога логично и обоснованно.
Что касается интересов населения, то поданным Склянчуком, 95% жителей страны платят в среднем от 5 до 7 тысяч в месяц, существенно не дотягивая даже до старой нормы – 15 тыс рублей. Конечно, за элитные квартиры плата составляет и 60 тысяч, и 100 тысяч рублей в месяц и даже больше. Там предоставление коммунальных услуг входят: охрана, консьержка, парковка, лобби, видеонаблюдение и многое другое. Но все это могут себе позволить не более 5% жителей страны…
По мнению эксперта, повышение порога идентификации никак не отразится на общей задолженности населения за услуги ЖКХ, которая, по данным Росстата, на начало этого года превысила 900 млрд. рублей. При этом количество злостных должников за услуги ЖКХ (т.е. тех, по ком есть исполнительные производства о взыскании) составило, по данным Федеральной службы судебных приставов, около 8 млн. человек.
Павел Склянчук считает, что отмена идентификации до 60 тысяч рублей может даже принести определенную пользу для жителей. В расчетных центрах уменьшаются операционные расходы на услуги по приему платежей. А если у них снизится финансовая нагрузка, связанная с антиотмывным законом, они могут на какую-то долю процента снизить размер своей комиссии. Что в итоге отразится на общей сумме платежа в сторону понижения.