Разве льгота, данная Ивану, не вредит Петру? – размышлял когда-то классический интеллигент Чехов. Служит, конечно! И раздражает Петра. Поэтому все льготы носят, как правило, краткосрочный характер. И электромобиль – не исключение.
Редакция
Сегодня электромобиль – это не сказка, а реальность. Европейцы постоянно заявляют, что завтра, мол, вообще откажутся от ГИС. Впрочем, это их дело: Европа маленькая и затяжные сибирские морозы там особо не знают. А вот нужен ли электромобиль россиянину?
«Электрички» вошли в наш быт довольно уверенно, хоть и в скромном составе, и при солидных ценниках. Однако – факт: по всей Москве уехали электробусы – чем не символ того, что идея с электричеством реально работает? А первые легковушки электричеством быстро стали символом успеха их владельцев. Вскоре подобными игрушками заинтересовались владельцы подмосковных особняков, которым нужно посетить столицу, чтобы вечером вернуться назад. Но массового потребителя, конечно, в первую очередь интересовали только возможные льготы.
Льготы, конечно, появились. Рекламные призывы обещали бесплатный проезд по автобанам, бесплатная парковка где только возможно, освобождение от уплаты транспортного налога и еще что-то подобное, не менее привлекательное. На этом фоне основные минусы современных электромобилей – ограниченная дальность хода и длительная зарядка – для многих казались несущественными. Мол, из Москвы до Питера легко и на «Сапсане» съездить, а подзарядиться можно и ночью… Однако, как в известной сказке, карета выразила намерение превратиться в тыкву…
Почему? Ну хотя бы потому, что Минэкономики, Минтранс и «Автодор» активно спорят о необходимости продления бесплатного для владельцев электромобилей проезда платными дорогами. В начале 2024 года бесплатный проезд даже отменили, но затем снова возобновили. Решение касается автодорог М-1 «Беларусь» (включая «Северный обход Одинцова»), М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», М-12 «Восток» и А-113 ЦКАД. . . Однако тенденция очевидна: постоянно продолжать халяву никто не будет. Хотя бы потому, что преференциями, как оказалось, пользуются преимущественно иномарки, а не отечественные электромобили. Они прокатились по этим дорогам уже сотни тысяч раз, не заплатив ни копейки. Кому такое понравится?
А бесплатные парковки? В Москве часовая парковка стоит серьезных денег – скажем, 480 ₽/час. Какое-то время, конечно, город может делать вид, что ему эти деньги не очень нужны, но это будет длиться очень недолго. О бесплатных зарядках и говорить не хочется: с какой стати их позволять? В столице льготы для электромобилей откровенно портят доходную часть бюджета – и дальше будет только хуже.
Понятно, что на том же «Москвиче» заявляют, что такие меры поддержки, как бесплатная парковка и зарядка, отмена транспортного налога, а также бесплатный проезд по платным дорогам, стимулируют водителей задумываться о переходе на электромобили. Но как только спрос на такую продукцию увеличится, льготы исчезнут – в этом можно не сомневаться. Вот здесь и выяснится, что такие параметры электромобилей, как запас хода и время подзарядки, опять выйдут на первый план. Китайцы угрожают поднять запас хода до тысячи километров, а подзарядку проводить минут через пять, но это пока только слова. Что станет с ценой киловатт-часа в загородных селениях, жители которых решат по ночам заряжать свои электромобили, тоже догадаться несложно.
Впрочем, хочется быть оптимистами.
Редакция рекомендует: