Эксперт Анфиногенов: «Удерживать свои магазины становится невыгодно»
Компании LG, Bosch и Sony закрывают оставшиеся в России фирменные магазины. Некоторые торговые точки еще проработают до лета, распродавая остатки телевизоров, игровых приставок и другой бытовой техники. А потом все. Раздадут ли компании электронику за бесценок? Как закрытие этих магазинов отразится на ценах и стоит ли опасаться перекупщиков? Об этом рассказал экономист, эксперт рынка товаров повседневного спроса Александр Анфиногенов.
Еще в середине марта 2022 года LG Electronics, выпускающая телевизоры, ноутбуки и бытовую технику, объявила, что поставит на паузу все поставки в Россию. Аналогичное решение о приостановлении деятельности приняли Sony и немецкая Bosch. Однако из-за положения долгосрочных договоров аренды иностранные компании смогли начать процесс полноценного ухода с отечественного рынка только сейчас. В случае досрочного разрыва брендам пришлось немедленно выплачивать большие неустойки.
– Магазины LG, Bosch и Sony распродают остатки перед закрытием. Потребителям следует рассчитывать на скидки?
– За бесценок никто ничего не будет отдавать. Они могут и попытаются приблизиться, условно говоря, к розничной себестоимости товара, но не больше. Отдавать с большой скидкой невыгодно. Им проще распродать свой товар партиями через проверенные каналы игрокам рынка, в первую очередь маркетплейс. А те уже со свистом продают эту продукцию потребителям.
– Насколько ожидаемо и оправдано решение этих компаний распрощаться с Россией?
– В течение двух лет мы слышим фырканье транснациональных компаний в сторону нашей страны: это не так, и то не так. Между тем, во всем мире востребованность монобрендовых магазинов вызывает сомнения. Каналов, по которым можно приобрести продукцию, становится все больше. По большому счету, эмоциональный заряд от похода в фирменный магазин, например Sony, уже не так и актуален для потребителя. Мы научились пользоваться доставкой и ходить в магазины возле дома. Поменялась коммуникация товар-потребитель. Содержание собственных магазинов становится для компаний все более накладно.
– Могут ли на этом фоне активизироваться перекупщики? Сметут товар в мономагазинах и будут отдавать за большие деньги на онлайн-площадках.
– Теоретически, такое возможно. Но ведь мы понимаем, что весь ассортимент, который продается в этих магазинах, параллельно представлен и в традиционной рознице, и в онлайне. И вполне возможно, что монобрендовые магазины продают эти же товары дороже из-за обязательной сертификации, аренды торгового помещения и т.п. Поэтому трудно сказать, как будет происходить ценообразование при распродаже этого товара. Но не думаю, что можно рассчитывать на сильный дисконт.
– Какие категории товаров находятся в наибольшей опасности из-за окончательного ухода за брендами – телевизоры, большая бытовая техника, фотоаппараты?
– Существует такое понятие, как «брендозависимость». Но есть и осознание наличия альтернатив. Если нет альтернативы игровой консоли PlayStation от Sony, то ее продолжат привозить в Россию и продавать, потому что спрос будет. Но если взять телевизор или любое другое типичное устройство, то здесь много альтернатив на рынке и многие из них гораздо дешевле. Сегодня на стоимость одной TV-панели Sony можно купить 4 аналогичных, но китайского производства. При этом они практически не будут уступать качество. Есть вещи уникальные, а есть повторяющиеся. Если в первой категории заменителя не найти, то в другой их множество.
– Значительное количество зарубежных игроков покинуло наш рынок еще в марте 2022 года. Кто занял освободившиеся ниши?
– В бытовой технике производители из Турции занимают ниши очень успешно. Но в целом доминирует Китай. И это не потому, что они большие гении. Они просто умеют производить транснациональные продукты.
– А как же наши производители?
– Они собираются с силами, наращивают производства, стараются стать конкурентоспособными. Это не просто. Но результаты уже есть. Например, все знают о линейке умных часов, созданных «яблочной» корпорацией. Так вот, уже лет восемь сапфировое стекло для них производит ставропольская фирма. И их заокеанская фирма закупает до сих пор без санкций. С бытовой техникой тяжелее. У нас россиян такой менталитет, что нам проще построить один космический корабль, чем совершить тысячу одинаковых стиральных машин.