Завод закрыт на ремонт
— По словам министра энергетики Николая Шульгинова, сейчас рынок топлива в нашей стране стабилен и не нуждается в дополнительных стабилизирующих мерах. Но мы еще не забыли ситуацию прошлой осенью, когда в отдельных регионах возник дефицит бензина и дизтоплива и был введен запрет на экспорт нефтепродуктов. Если все же произойдет существенное сокращение производства, тема возможного запрета на экспорт топлива снова станет актуальной?
Юшков: “Да, такое возможно. Запрет на экспорт – это последний аргумент в споре с компаниями. Одна из причин, которая может привести к этому – выход НПЗ на профилактические ремонты. Каждый год заводы массово идут на ремонт именно летом. С этим нужно что-то делать. Возможно, в 2024 правительство будет жестче выстраивать этот график, чтобы не возникало физического дефицита бензина. В стране растет внутреннее потребление топлива. После пандемии, закрытия аэропортов юга России люди стали все чаще путешествовать на машинах. Летом увеличивается спрос на бензин. И в этот момент, как только начинается автомобильный сезон, начинаются плановые ремонты на НПЗ. Плюс сельхозтехника, которая в этот период особенно активно задействуется, оттягивает на себя большую часть топливных ресурсов. Кроме того, дизтопливо частично идет на СВО. Поэтому здесь важен скорее вопрос синхронизации работы НПЗ. Но если дизеля у нас достаточно, то с бензином ситуация более сложная. Сейчас, если приходится хотя бы 1–2% объема производства, придется подтягивать топливо из других регионов. Выходит, логистика станет сложнее. Но это, скорее, проблема самих компаний. У государства железобетонная позиция: да, топливо ежегодно растет в цене на бирже, но мы должны сделать так, чтобы оно не выросло выше инфляции в розницу.
— Тем временем в начале года произошла авария на крупнейшем нефтеперерабатывающем заводе в Нижнем Новгороде. Какие последствия может привести эта ситуация?
Пикин: Если говорить о конкретном НПЗ, где произошло ЧП, то, по словам министра Шульгинова, этот завод будет отремонтирован где-то через месяц. Условно говоря, к началу марта он снова заработает — то есть еще до начала активного сезона использования бензина. Поэтому не думаю, что с бензином возникнут какие-то затруднения.
Юшков: “Нижегородский НПЗ – один из крупнейших именно в плане производства бензина. И здесь надо объяснить, что бензина в России производится примерно столько же, сколько потребляется на внутреннем рынке: примерно 90% от того, что сделано, сразу же и потребляют. Так вот, Нижегородский НПЗ производил примерно 10% всего российского бензина, значит, из-за аварии мы сталкиваемся либо с дефицитом на внутреннем рынке, либо перестаем экспортировать, что касается дизеля, то около 50% того, что Россия производит, идет на экспорт. , экспорт дизеля невозможно, тогда придется все заводы либо останавливать, либо перенастраивать, а это довольно опасная история.
— Какими инструментами могут воспользоваться власти в попытке не допустить роста цен на топливо и к каким последствиям это может привести?
Суверов: “Наиболее эффективный инструмент, которым могут воспользоваться власти, это применение демпфера. Речь идет о том, что государство субсидирует нефтяным компаниям стоимость нефтепродуктов, если цена на них на экспортных рынках выше, чем на внутреннем рынке. Такой механизм достаточно эффективно использовался в прошлом. Но в 2023 году правительство упразднило демпфер, и это стало одной из причин роста цен на нефтепродукты. Пока прежние параметры демпфера возвращены, поэтому, я надеюсь, это позволит стабилизировать цены на топливо. Также еще одним инструментом является запрет на экспорт нефтепродуктов, но эта мера имеет обратную сторону. Это, в частности, лишает нефтяников валютных доходов и с макроэкономической точки зрения отрицательно влияет на курс рубля. Поэтому это достаточно жесткая мера, но с большими побочными эффектами. Поэтому лучше ее, наверное, придержать до лучших времен”.
— Не секрет, что наши нефтеперерабатывающие заводы — постоянные объекты атаки украинских беспилотников. Увеличивает ли этот фактор риск дефицита бензина на российском рынке?
Юшков: “Да, Украина на постоянной основе пытается атаковать наши перерабатывающие заводы или топливные хранилища. И действительно, они находятся в зоне риска. Поэтому здесь просматривается перспектива именно физического дефицита производства бензина. Но и из такой ситуации выход есть. Мы сможем закупать больше бензина в Белоруссии” . У них два больших НПЗ, которые недозагружены. Но здесь цены будут уже совсем другими – более высокими”.
Пикин: “После аварии на НПЗ правительство, вспомнив ошибки в прошлом году, на всякий случай заявило, что может ввести запрет на экспорт. Но никакой катастрофы не произошло и этого мероприятия не понадобилось. Поэтому власти будут решать вопрос с бензином в той парадигме, которая сложилась за последние годы”. : цены в розницу не выше инфляции”.
Режим управления: ручной, но рыночный
— В 2023 западные санкции против нашей нефтяной отрасли привели к целому ряду негативных последствий. Из-за эмбарго ЕС на импорт нефти и нефтепродуктов, а также потолков цен на них наша нефть начала продаваться с огромным дисконтом, и бюджет недополучал доходы. Чтобы увеличить поступление в казну, появилась идея сократить вдвое выплаты нефтяникам из бюджета по демпферу — за поставку топлива на внутренний рынок по низким ценам. Именно с этого момента цены на горючее резко пошли вверх. На ваш взгляд, в 2024-м возможна ли корректировка параметров демпфера?
Пикин: “Минфин с удовольствием отменил бы демпфер совсем. Поэтому если что-то пойдет не так, например, какая-нибудь новая пандемия охватит весь мир, параметры демпфера снова пойдут просматривать. Потому что доходы бюджета будут снижаться. Можно придумать многие подобные сценарии. Но при других равных, как видится сейчас, по состоянию на начало февраля ничего трогать не будут».
— Из-за санкций и их последствий федеральный бюджет в прошлом году недополучил доходы. Сколько наша казна потеряла и каков прогноз по поступлениям в 2024-м?
Юшков: “Бюджет на 2023 год изначально планировался с трехпроцентным дефицитом. В результате получили дефицит чуть более 1%. То есть в целом сработали действительно даже лучше, чем планировалось. Нефтегазовый сектор дал немалые доходы федеральному бюджету. В этом году посмотрим, что будет на мировом рынке нефти . От этого во многом будут зависеть доходы всего российского бюджета”.
— Но при всем том сейчас о фактическом регулировании цен на топливо в России речь не идет?
Пикин: “На мой взгляд, пока нет. Потому что даже в самое критическое для рынка время, в сентябре прошлого года, максимум, что пришлось делать, это ввести запрет на экспорт. Это не система регулировки, а просто закрыли шлагбаум, и все. У нас…