Московское метро является самым большим в Европе по длине линий. Оно было запущено почти 100 лет назад и с тех пор претерпело немало изменений.
Это главный общественный транспорт в Москве, которым каждый день пользуются миллионы людей.
Мы собрали 50 фактов о московском метро, многие из которых могут удивить.
1. Когда открылось метро
Московское метро открылось 15 мая 1935 года в 7 часов утра. К моменту запуска оно насчитывало 13 станций и имело длину 11,2 км.
2. Когда появилась идея метро в Москве
Впервые о строительстве метро заговорили в 1875 году. Инженер Василий Титов предложил проложить подземную железную дорогу от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи.
3. Когда началось строительство метро
Проект метрополитена был завершен в ноябре 1931, а уже 10 декабря началось строительство первой станции.
4. Первая станция
“Сокольники” является первой станцией московского метро. С нее началось строительство метро, а на момент открытия Сокольническая линия насчитывала 13 станций.
5. Сталин хотел подземное метро
Первоначально метро задумывалось как наземный транспорт, а под землей должны были располагаться небольшие участки дорог в центре города. Сделать метро полностью подземным в 1932 году предложил инженер управления Метростроя Вениамин Маковский. Его идею никто не поддержал, кроме Сталина. Этого было достаточно, чтобы сделать метро полностью подземным.
6. Как начиналось строительство
На первых этапах у рабочих были только кирки и лопаты. В 1934 году СССР купил у Великобритании туннелепроходческий щит для бурения тоннелей под землей. Через несколько месяцев советские инженеры создали аналог этого аппарата.
7. Когда был запущен первый поезд
Первый тестовый поезд прибыл на станцию «Комсомольская» 15 октября 1934 года. Он состоял из двух вагонов: моторного №1 и прицепного №1001.
8. Самая глубокая станция
“Парк Победы” является глубочайшей станцией (73 метра) московского метро. Здесь также находятся самые длинные эскалаторы (126 м).
9. Первые турникеты
В 1952 году на станции Красные Ворота появились поворотные турникеты. Но они не прижились из-за малой пропускной способности, и к 1959 году их заменили на створчатые турникеты.
10. Самая глубокая станция
«Печатники» — самая глубокая станция метро Москвы. Глубина ее закладки составляет всего 5 метров.
11. Самая узкая станция
Самой узкой станцией является «Волгоградский проспект». Ширина ее платформы составляет 4 метра.
12. Самая длинная станция
«Воробьевые горы» – самая длинная станция (284 метра). Кроме того, это первая станция в мире, расположенная на мосту над рекой.
13. Самая «кривая» станция
“Александровский сад” является “кривой” станцией. Радиус кривизны платформы составляет 750 метров, поэтому машинист не видит последних вагонов поезда.
14. Станция, которая чаще всего меняла названия
Станция «Охотничий ряд» трижды меняла свое название. Сначала она называлась “Охотничий ряд”, затем “Имени Кагановича”, “Проспект Маркса” и теперь снова “Охотничий ряд”.
15. Станция, которая строилась дольше всего
40 лет – столько строилась станция “Спартак”. Ее строительство началось в 1975 году, затем строительство было заморожено, и его каркас засыпали землей. Работы возобновились только в 21 веке, станция открылась в 2014 году.
16. Наиболее загруженная станция
Самой загруженной станцией является “Комсомольская”. Ежедневно через ее турникеты проходит около 180 тысяч человек.
17. Самая длинная линия
Большая кольцевая линия – самая длинная линия московского метрополитена, протяженность которой составляет 62,5 км. Также это самая длинная линия метро в мире.
18. Самая короткая линия
Каховская линия – самая короткая в метро Москвы. Ее протяженность всего 3,3 км, на ней расположены три станции: Каховская, Варшавская и Каширская.
19. Линии, преимущественно находящиеся на поверхности
Филевский и Бутовский линии являются единственными, большая часть которых расположена на поверхности.
20. Станция с путями посередине
“Александровский сад” – это единственная станция в московском метро с боковыми платформами и путями посередине.
21. Наибольшее расстояние между станциями
Длиннейшая перегонка находится на участке от станции «Крылатское» до «Строгино», его длина составляет 6625 метров.
22. Кратчайшее расстояние между станциями
Кратчайший перегон между станциями «Арбатская» и «Александровский сад», длина которого всего 328 метров.
23. Тихая станция
Станция «Пражская» самая тихая в метро. Это связано с тем, что ее путевые стены покрыты особой керамической плиткой, поглощающей звук за счет воздушных пор.
24. Частная станция
Станция «Мякинино» — первая и единственная станция во всем российском метро (не только московском), построенная с участием частных инвестиций.
25. Рекордный год по количеству новых станций
В 2018 году было введено 18 новых станций, что до сих пор является рекордом.
26. Сколько всего станций
В московском метро 263 станции, без учета монорельса и Московского центрального кольца.
27. Обычный пассажиропоток
В 2022 году среднесуточный пассажиропоток составил 5,649 млн человек. Наибольшее количество людей в метро наблюдается с 8:00 до 9:00 и с 18:00 до 19:00.
28. Сколько вагонов в метро
Московское метро насчитывает более 6000 вагонов.
29. Самые старые вагоны
Электровагоны 81-717/714 на данный момент старейшие среди всего подвижного состава. Они выпускались с 1976 по 2021 год.
30. Первый вагон
Вагон №1 был первым электровагоном в московском метро.
31. Где выпускают вагоны для метро
Вагоны для московского метро всегда производятся на Метровагонмаше (Митищинском машиностроительном заводе).
32. Когда появились первые эскалаторы
Первые эскалаторы были запущены одновременно с открытием метрополитена в 1935 году. Модели Е-10 и Н-30 были изготовлены за один год на заводе «Красного металлиста».
33. Сколько депо в метро
На данный момент в московском метро действуют 22 электродепо. Из них три – “Замоскворецкое”, “Нижегородское”, “Аминевское” – работают в составе Большой кольцевой линии.
34. Сколько человек работает в метро
До конца 2020 года в московском метро работало более 66 тысяч человек на 200 разных специальностях.
35. Как оплачивался проезд
Сначала в метро использовались бумажные билеты, действовавшие 35 минут. К концу 1950-х появились металлические жетоны. В 1961 году их заменили на пятикопеечные монеты, а в 1991 году жетоны вернулись и использовались до 1999 года.
36. Как выглядела первая схема
Первая схема московского метро появилась в 1935 году. Тогда на ней была изображена одна из ветвей красного цвета.
37. Главное преимущество метро 89 лет назад
Поездка на метро от Сокольников в Парк культуры длилась 21,5 минуты на момент открытия. Тот же маршрут на трамвае занимал более двух часов.
38. Строительство во время войны
Во время Великой Отечественной войны в столице было проложено более 13 километров линий и открыто семь станций.